Как оформить ИП самостоятельно: пошаговая инструкция по регистрации с нуля

В соответствии с нормами гражданского права индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, прошедшее обязательную процедуру государственной регистрации и занимающееся определенным видом предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Воспользовавшись ниже опубликованной инструкцией, оформить ИП самостоятельно в 2019 году сможет любой представить малого бизнеса.

Сложная аббревиатура ПБОЮЛ самими предпринимателями используется редко, в обиходе более распространен термин «бизнесмен». Обычно это люди, осуществляющие деятельность в сфере малого бизнеса, причем не всегда легально. Чтобы не иметь проблем с законом, предпринимателю необходимо зарегистрироваться и платить налоги.

Зачем нужна регистрация?

Достаточно часто граждане, неофициально занимающиеся предпринимательством, не задумываются о последствиях своей деятельности, при том, что ответственность за подобного рода нарушения предусмотрена вплоть до уголовной. И если за совершение малозначительных проступков, таких как ведение предпринимательской деятельности без регистрации, нарушителю грозит административный штраф, то за аналогичное преступление, отягощенное причинением крупного ущерба, не исключена вероятность применения наказания в виде лишения свободы.

Страх перед наказанием – не единственный аргумент в пользу узаконивания бизнеса. Отдельные виды деятельности требуют обязательного лицензирования, а получить лицензию вправе только ИП, физическим лицам данная возможность недоступна. А кроме того, обычный гражданин не сможет получить такие документы, как декларация качества или сертификат.

Помимо этого, незарегистрированным предпринимателям сложнее найти постоянную клиентуру, арендовать помещение для ведения предпринимательской деятельности, получить льготные кредиты на развитие бизнеса или государственные субсидии.

С целью легализации неофициального предпринимательства с 2019 года предусмотрена возможность регистрации самозанятых граждан, однако, подпольные бизнесмены не торопятся выйти из тени и обнародовать свой доход. По большей части обусловлено это необходимостью делиться заработанным с государством, ведь ИП даже при отсутствии стабильной ежемесячной прибыли, вынужден платить обязательные взносы в ПФР и ФСС. К тому же, если бизнес окажется неудачным, новоиспеченному предпринимателю придется отвечать по обязательствам всем имеющемся у него имуществом, то есть не только задействованным в деятельности, но и личным. К слову сказать, от уплаты страховых вносов освобождаются граждане, официально зарегистрированные в качестве самозанятых, однако, возможность такая есть не у всех. Пока что в качестве эксперимента новый закон тестируется лишь в отдельных регионах страны.

Получается, что, несмотря на перспективные идеи, способные принести их создателям стабильно высокий доход, большинство граждан полагает, что процедура регистрации ИП в налоговых органах – сложный, длительный и ненужный процесс. В действительности все не так уж и страшно, если следовать простой пошаговой инструкции. Рассмотрим подробнее алгоритм действий гражданина, желающего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Поэтапная инструкция регистрации ИП

Следующий алгоритм поможет не запутаться в премудростях юриспруденции и быстро открыть ИП:

Шаг 1. Выбор вида деятельности

Первый и, пожалуй, самый ответственный этап. На данном этапе важно определиться с видом деятельности, которое физическое лицо планирует осуществлять после открытия ИП. Для этого необходимо выбрать соответствующий роду деятельности код из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Надо сказать, что задача это не из легких, так как структура классификатора достаточно сложна и объемна: классы делятся на подклассы, которые в свою очередь включают группы, подгруппы и непосредственно виды предпринимательской деятельности. При этом будущему предпринимателю разрешается выбрать несколько видов, однако, основным должен фигурировать один. Тем не менее, завершение процедуры регистрации не исключает возможности убрать из общего списка неактуальные виды деятельности.

Обратите внимание! Если запланированный гражданином вид деятельности относится к социальной сфере, либо предусматривает работу с несовершеннолетними детьми, будущему предпринимателю понадобится справка, подтверждающая отсутствие судимости.

А кроме того, важно учитывать тот факт, что некоторыми видами деятельности заниматься категорически запрещено, другие осуществлять можно, но только при наличии разрешительного документа (лицензии).

Помимо этого, нужно знать, что ведение деятельности по другим видам классификатора без уведомления о том налоговых органов наказывается штрафом и применением ограничительных мер в отношении ИП.

Шаг 2. Выбор системы налогообложения

По умолчанию применяется общая система (ОСНО), включающая от трех до пяти разновидностей налога. По желанию гражданина допускается выбор одного из видов специального режима. Последний, как правило, включает не более двух видов налога. Специальный режим налогообложения доходов ИП предоставляет возможность выбрать один из следующих способов уплаты налога:

  1. УСН или как ее называют «упрощенка» предусматривает два варианта исполнения обязательств перед государством:
  • вариант «Доходы» предполагает уплату единого шестипроцентного налога от величины дохода предпринимателя;
  • вариант «Доходы минус расходы» предусматривает выплату налога в пятнадцать процентов от разницы.
Важно! Для перехода на этот вид специального режима необходимо, чтобы годовой доход предпринимателя не превышал сумму в сто пятьдесят миллионов рублей.
  1. ЕНВД или единый налог на вмененный доход предусматривает уплату фиксированной суммы налога в зависимости от выбранного вида деятельности и показателей, определенных налоговым законодательством.
Важно! Этот вид налогообложения предназначен для применения только в тех видах деятельности, которые указаны в Налоговом кодексе, поэтому подойдет не для всех. А кроме того, с начала 2021 года планируется его отмена.
  1. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Само название налога указывает на сферу его применения. Этой системой могут пользоваться предприниматели, занятые в сельскохозяйственной деятельности и получающие в результате ее осуществления более семидесяти процентов всех доходов. При использовании ЕСХН предприниматель уплачивает в бюджет налог в шесть процентов от разницы между доходами и расходами плюс НДС (налог на добавленную стоимость).

Шаг 3. Подготовка заявления

На этот случай предусмотрена специальная форма документа Р21001, скачать которую можно на официальном сайте налоговой службы. Допускается заполнение формы вручную черными чернилами, либо посредством технических средств (на ПК шрифтом Courier New высотой 18). При этом обязательно соблюсти следующие требования:

  • если заявитель является гражданином РФ, заполняются только четыре страницы заявления из пяти (кроме третьей). Иностранцы обязаны заполнить все страницы документа;
  • коды по классификатору полностью писать необязательно, достаточно внести в поля не менее четырех цифр каждого кода;
  • обязательно указание в заявлении адреса электронной почты заявителя.
  • заблаговременная подпись заявления требуется только при подаче документа в режиме онлайн, при личном посещении ФНС заявление подписывается в присутствии инспектора, а при подаче через представителя – с участием нотариуса.

Шаг 4. Оплата государственной пошлины

Величина единоразового платежа за регистрацию составляет восемьсот рублей. При подаче заявления в электронной форме через портал Госуслуг, МФЦ или официальный сайт ФНС, пошлину платить не нужно. В остальных случаях бланк квитанции можно найти на сайте ФНС или портале Госуслуг. Для оплаты пошлины доступны следующие способы:

  • сайт ФНС;
  • отделение банка;
  • банкомат;
  • портал Госуслуг.

Шаг 5. Подача готового пакета документов в налоговый орган

Прием документов и регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту постоянного, либо преимущественного пребывания. Собранный пакет документов, включая заявление о регистрации, подается одним из следующих доступных гражданину способов:

  1. При личном посещении отделения ФНС, расположенного по месту жительства заявителя.
  2. При личном посещении ближайшего отделения МФЦ (перед посещением желательно уточнить возможность подачи документов через выбранное отделение).
  3. Посредством почтовой связи заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения (в качестве адресата указывается отделение ФНС).
  4. В режиме онлайн через:
  • сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета (РБиДОС). Этот вариант подачи документов позволяет, не выходя из дома, загрузить необходимые для регистрации документы в электронном виде и не оплачивать госпошлину;
  • портал Госуслуг, либо официальный сайт ФНС. Чтобы подать документы таким способом потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя.

В перечень документов, которые понадобятся для регистрации ИП входят следующие:

  1. Заполненное в соответствии с требованиями налоговой службы заявление формы Р21001.
  2. Оригинал и копии всех страниц паспорта гражданина (если заявление подается доверенным лицом, копии должны быть заверены нотариально).
  3. Платежный документ об уплате пошлины (если требуется).
  4. Заверенная нотариусом доверенность, если пакет документов подается представителем гражданина.
  5. Дополнительный набор документации, если ИП регистрируется несовершеннолетним лицом (необходимо предварительно уточнить в налоговом органе).

Шаг 6. Рассмотрение заявления и регистрация

Завершающий этап регистрации занимает не более трех рабочих дней, в течение которых налоговый орган рассматривает поданное заявление и принимает решение о постановке ИП на учет.

На сегодняшний день необходимость получения свидетельства о регистрации устранена. Вместо этого зарегистрированный в качестве ИП гражданин получает выписку из ЕГРИП и уведомление о постановке на учет. Оба документа высылаются на указанный в заявлении электронный адрес гражданина. При возникновении необходимости в получении сведений на бумажном носителе, предпринимателю необходимо обратиться в налоговый орган.

Когда могут отказать в регистрации ИП?

В соответствии с действующим законодательством зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин, а также несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста граждане, при наличии согласия законных представителей, либо эмансипированные дети. Согласно другим критериям зарегистрировать ИП вправе:

  1. Резиденты РФ (зарегистрированные и проживающие на территории страны граждане).
  2. Нерезиденты РФ при наличии у них постоянной или временной регистрации на территории России.
  3. Лица, не имеющие гражданства.
  4. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
  5. Граждане, признанные в установленном порядке пенсионерами.
  6. Лица, являющиеся учредителями ООО.
  7. Официально трудоустроенные граждане, при условии того, что местом их работы не является госслужба.

Исходя из определенных законодательством критериев, отказ в регистрации ИП может последовать, если заявитель не относится хотя бы к одной из обозначенных законом категорий. Помимо этого, отказ налогового органа последует, если:

  • заявитель официально признан банкротом;
  • гражданин уже зарегистрирован в качестве ИП;
  • в отношении заявителя вынесено судебное решение о запрете на ведение предпринимательской деятельности;
  • при заполнении заявления допущены ошибки;
  • предоставлен неполный пакет документов;
  • заявитель обратился не в тот орган, либо указал запрещенный для ведения вид экономической деятельности.

Устранимые причины отказа не являются препятствием для повторной подачи заявления, а чтобы избежать возможных ошибок, необходимо тщательным образом подготовить все необходимые для регистрации ИП документы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *